Дидактические игры по патриотическому воспитанию
ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ
(старшая группа)
Цель: развивать умения у детей узнавать по контуру изображённое сооружение.
Материал и оборудование: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях — силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений; карточки с вопросами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.
Ход игры
Играют 2 команды (или 2 игрока). Бросают кубик, продвигаясь вперёд для того, чтобы попасть па красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определить, контур какого сооружения здесь изображён и где находится это сооружение.
Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперёд, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.
Игроки могут моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».
ГЕРБ ГОРОДА
( средняя, старшая группы)
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материал и оборудование: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.
Ход игры
Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.
- Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
- Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
- Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.
- Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.
РАЙОН, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ
(средняя, старшая группы)
Цель: обобщить представления детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.
Материал и оборудование: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображёнными на нём достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.
Ход игры
Играть может любое количество детей. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад (или дом). Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если фишка попадает на зелёное поле, то ребёнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».
Примечание. Если ребёнок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать детям предварительно.
ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА
(средняя, старшая группы)
Цель: закрепить у детей представление об истории родного города.
Материал и оборудование: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.
Ход игры.
Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.
Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком.
Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребёнок.
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ГОРОД
(средняя, старшая группы)
Цель: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.
Материал и оборудование: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Ход игры
Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:
- Как называется наша страна?
- Как называется город, в котором вы живёте?
- Как давно был основан наш город?
- Какие улицы города вы знаете?
- Как называется улица, на которой ты живёшь?
- Какие памятники нашего города вы знаете?
- Какие памятники старины есть в нашем городе?
- Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
- Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
- Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Планетария - фотография здания планетария.
Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ
(средняя, старшая группы)
Цель: знакомить с родным городом.
Материал и оборудование: альбом фотографий родного города.
Ход игры
Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
ЗАГАДКИ О ГОРОДЕ
(средняя, старшая группы)
Цель: знакомить с родным городом.
Ход игры
Воспитатель загадывает детям загадки из жизни родного города.
ГДЕ НАХОДИТСЯ ПАМЯТНИК?
(средняя, старшая группы)
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.
Материал и оборудование: изображения памятников.
Ход игры
Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?
(средняя, старшая группы)
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города.
Материал и оборудование: портреты известных соотечественников
Ход игры
Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ
(средняя, старшая группы)
Цель: знакомить с устным народным творчеством.
Ход игры
Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (ДОМИНО)
(средняя, старшая группы)
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал и оборудование: фишки домино с изображением народных промыслов.
Ход игры
Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (ЛОТО)
(средняя, старшая группы)
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Ход игры
В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Разложить на столе или полу карты. Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре. Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую
карту ее положить.
Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.
ОДЕНЬ КУКЛУ
(средняя, старшая группы)
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре.
Материал и оборудование: кукла, национальная белорусская одежда.
Ход игры
Дети одевают куклу в национальную одежду.
ПТИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА
(средняя, старшая группы)
Цель: знакомить детей с птицами родного города.
Материал и оборудование: карточки с изображениями птиц.
Ход игры
Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
НАРИСУЙ УЗОР
(средняя, старшая группы)
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал и оборудование: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Ход игры
Дети рисуют простой узор по образцу.
СОРТИРУЙ УЗОРЫ
(средняя, старшая группы)
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал и оборудование: картинки народных промыслов
Ход игры
Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.
СОБЕРИ УЗОР
(средняя, старшая группы)
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал и оборудование: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Ход игры
Дети собирают картинки из фрагментов.
Использование виртуальных экскурсий при ознакомлении с родным городом.
В веке компьютерных технологий ежеминутно появляется новое изобретение, которое помогает познавать окружающий мир, каждый раз еще более интересное и более простое в использовании. Нам, педагогам, необходимо идти в ногу со временем, следить за достижениями науки и техники, использовать свое педагогическое мастерство, чтобы сделать учебно-воспитательный процесс познавательным, интересным, разносторонне развивающим и воспитывающим.
Особую ценность представляют собой виртуальные экскурсии по родному городу, хотя в педагогических науках данная тема разработана недостаточно. Виртуальные экскурсии по родному городу помогают сформировать у детей любовь к малой родине, патриотизм, интерес к истории родного города, традициям, воспитывать доброту, человечность, чувство гражданственности. Виртуальные экскурсии по родному городу позволяют в любое время года очутиться в любом уголке нашего города, что обычно недоступно из-за удаленности и погодных условий.
Использование виртуальных экскурсий особенно актуально в учреждениях дошкольного образования, что позволяет реализовать главный принцип современной системы образования воспитнников – принцип развивающего образования, а также получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального посещения, а педагогу – существенно повысить уровень информационно‐коммуникационной компетентности.
Организация работы по патриотическому воспитанию детей должна быть основана на возрастных возможностях и психологических особенностях детей этого возраста. В старшей группе целесообразно формировать нравственные чувства на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.
В воспитании патриотизма большое значение имеет эмоциональное отношение окружающих людей в действительности друг к другу, это в дальнейшем станет помощью в формировании морально-нравственных чувств ребенка. Изначально патриотизм проявляется в привязанности ребенка к родным и знакомым людям, к своему дому, привычному коллективу сверстников. Так, в основе любви к родине лежит чувство любви и симпатии к окружающим, сопереживания, выражения доброты, ласки, заботы по отношению к родным людям. С взрослением ребенка растет и чувство любви, взаимопомощи и заботы к другим людям.
Ребенок с детства должен иметь опыт эмоциональных поступков и переживаний. Это может быть радость от помощи больной маме, от того, что накормил голодного щенка, и прочее. Таким образом, ребенок приобретает эмоциональный опыт, который важен для дальнейшего полноценного развития, в частности для формирования патриотизма.
Любой уголок нашей родины неповторим, уникален по своей природе, национальному колориту, истории. И об этом должны знать дети, беречь и понимать. К примеру, родной город Калинковичи, красивый город. В настоящее время он активно преображается: становится чище, появляются новые архитектурные композиции, благоустраивается парк, создаются детские площадки. Мы, педагоги, обязаны показать детям красоту города, научить бережно относиться к природным богатствам, привить чувство гордости.
Воспитание любви к родному городу – это продолжительный по времени и трудоемкий процесс, который следует начинать с детьми как можно раньше. Осуществлять этот процесс необходимо без принуждения, систематично. Чувство патриотизма связано с развитием нравственных чувств, развитием духовности, обретается каждым ребенком индивидуально в свои сроки. Одним из важных обстоятельств является наличие у воспитателя дошкольного образования патриотических чувств и любовь к малой Родине, так как дети тонко чувствуют отношение к понятиям и материалу говорящего, а поступки и чувства педагога являются образцом поведения для детей.
В старшем дошкольном возрасте дети должны знать город, в котором они живут, несколько достопримечательностей и особенностей города. В этом возрасте дети тренируются рассказывать о том, где они гуляли на выходных с родителями, какие достопримечательности видели, что им особенно понравилось, удивило. Педагог должен ненавязчиво исправлять речевые ошибки, помогать формулировать мысль, подсказывать интересные подробности, обращать внимание на детали в достопримечательностях, в погодных условиях.