Выпускнику 9 класса
Рекомендации к экзамену по русскому языку и белорусскому языку
Данные рекомендации помогут вам понять, что от вас потребуется на экзамене, подскажут, как правильно распределить время и силы, эффективно подготовиться к написанию изложения, сориентироваться, каковы должны быть содержание и приблизительный объем экзаменационной работы.
Как это будет?
Учитель прочитает текст 2-3 раза (в зависимости от его сложности) с паузой в 20 минут.
При первом слушании вам надо постараться:
- Понять содержание, определить тему и найти соответствие между заголовком, если он есть, и темой (прямое, переносное, опосредованное);
- Проникнуть в суть, то есть понять основную мысль;
- Определить основной функциональный тип (повествование, описание, рассуждение);
- Отметить логическую связь отдельных микротем и запомнить их последовательность.
При втором слушании Вы должны:
- Уточнить, правильно ли вы запомнили последовательность мыслей, излагаемых в тексте;
- Обратить внимание на фактическую сторону: даты, фамилии, имена, место действия (основные из них будут записаны учителем на доске, и это облегчит вашу задачу);
- Отметить временные, причинно-следственные связи, на которые не обратили внимания пи первом слушании;
- Выделить основные средства художественной выразительности, использованные автором.
Итак, слушая текст, следует настроиться не только на восприятие его содержания, но и на анализ его построения. Определить, как начинается (зачин), как завершается (концовка), какие языковые средства используются автором для выражения своего отношения к изображаемому явлению, как используется связь между предложениями, абзацами, какие слова в тексте можно считать ключевыми, как используются средства художественной выразительности: метафора, гипербола, эпитет и др.
После первого прочтения, во время небольшой паузы, сделайте наброски: составьте хотя бы краткий план, запишите слова, которые показались вам особенно яркими, выразительными.
Во время второго чтения обычно разрешается записывать, однако хочется предостеречь: не пытайтесь зафиксировать все, ведь стенографией наверняка не владеете. Постарайтесь записать ключевые слова, словосочетания, наиболее ярко выражающие содержание авторского стиля, оценку изображаемого, отношение к нему. При этом возможно использование сокращений, условных графических обозначений (приемов элементарного кодирования) при условии, что вы ими ранее уже пользовались, сможете без напряжения выполнить, а потом понять.
Как рационально распределить время?
Экзамен длится 4 часа. Половина этого времени или чуть больше(2-2,5 часа) должна уйти на следующие этапы:
а) первое прочтение учителем – слушание учащимися;
б) небольшая пауза ( около 5 минут ) – вы должны сосредоточиться на услышанном, можете сделать короткие наброски в виде ключевых слов, основной мысли, фактов (конкретных наименований), составить план;
в) второе прочтение – запись в черновик отдельных слов и словосочетаний, способствующих раскрытию основной мысли;
г) написание чернового варианта (подробного плана (по желанию) текста изложения) в полном или сокращенном виде по усмотрению ученика, здесь допускаются сокращения для экономии времени;
е) редактирование черновика.
Оговорим некоторые моменты.
Составление плана – это часть работы, от которой во многом зависит успешное выполнение задания в целом. Хотя в чистовой вариант он не включается, в ваших интересах посвятить его составлению 5-10 минут, так как отраженное в плане содержание прослушанного текста поможет логично, последовательно выполнить пересказ.
В ходе редактирования, которому необходимо посвятить после создания чернового варианта 15-30 минут, необходимо:
а) выбрать самые удачные слова из ряда синонимов (лексических и грамматических), чтобы добиться большей точности в выражении мыслей, устранить неоправданные повторы, найти средства для выражения своего отношения, оценки;
б) перестроить предложения, если есть сомнения в правильности расстановки знаков препинания;
в) заменить слова, в написании которых вы не уверены.
1,5-2 часа вам следует потратить на два очень важных этапа экзамена:
а) выполнение работы набело, при этом переписывать необходимо аккуратно, по возможности без исправлений, соблюдая красные строки, то есть, правильно членя текст на абзацы, в сомнительных случаях на месте орфограмм оставляя пробелы, чтобы чуть позже справиться в словаре;
б) самопроверку.
__________________________________________________________________________
Как готовиться к изложению (пересказу), близкому к тексту
- Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.
- Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.
- Сформулируйте тему и основную мысль текста.
- Определите, к какому типу речи относится текст.
- Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
- Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении или пересказе.
- Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.
- Закройте книгу; напишите первый вариант (или черновик) изложения, затем после проверки и исправления перепишите его.
Как работать над черновиком изложения и сочинения
- Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нём тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.
- Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нём речевых ошибок и недочётов. Устраните их.
- Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте, их.
Как составлять план текста
- Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
- Определите тему и основную мысль текста.
- Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
- Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
- Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
- Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.
Желаем вам уверенности в своих силах и успеха!